Курсы валют

Биржевой курс
$  0
 0
  • Первый Неофициальный
    10 января в 0:13
    «Неофициально» с Эдуардом Хусаиновым
  • Первый Неофициальный
    7 января в 13:28
    «Неофициально» с Николаем Федоровым
  • Первый Неофициальный
    5 января в 13:10
    «Неофициально» с Александром Бахтиным
  • Первый Неофициальный
    3 января в 14:08
    «Неофициально» с Алексеем Тищенко
  • Первый Неофициальный
    26 декабря в 13:42
    «Неофициально» с Александром Лебзяком
  • Первый Неофициальный
    24 декабря в 4:04
    Новости на «Первом неофициальном»
  • Первый Неофициальный
    22 декабря в 2:06
    «Неофициально» с Кириллом Подольским
  • Первый неофициальный
    25 ноября в 1:51
    «Неофициально» с Хоакином Пастраной
  • Первый неофициальный
    19 ноября в 22:04
    «Неофициально» с Виктором Самоходкиным и Вячеславом Задорожневым
  • Первый неофициальный
    24 октября в 22:28
    «Неофициально» с Александром Кузьменко
  • 17 октября в 21:04
    «Неофициально» с Послом Бахрейна
  • Первый неофициальный
    14 октября в 23:52
    «Неофициально» с Послом Испании
  • Первый неофициальный
    6 сентября в 18:51
    «Неофициально» с Послом Боливии
  • Первый неофициальный
    5 сентября в 7:30
    «Неофициально» с Екатериной Поповой
  • Первый неофициальный
    21 июля в 17:36
    «Неофициально» с послом Киргизии
  • 6 июля в 18:57
    «Неофициально» с Вели Мамедовым
  • 1 июля в 18:56
    «Неофициально» с послом Кипра
  • 24 мая в 13:31
    «Неофициально» с российским спортсменом Александром Карелиным
  • 23 мая в 22:31
    «Неофициально» с президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым
  • 22 мая в 22:50
    «Неофициально» с послом Узбекистана в России Илхомжоном Нематовым
  • 21 мая в 18:43
    «Неофициально» с экс-послом Италии в России Витторио Клаудио Сурдо
  • 20 мая в 20:21
    «Неофициально» с послом государства Кувейт в России Нассером Х. Аль-Музайаном
  • 19 мая в 18:46
    «Неофициально» с Германом Каплуном
  • 17 мая в 4:50

    Крылья для регионов

    Валерия Чижикова

    Валерия Чижикова

    В 2015 году объем внутренних перевозок гражданской авиации превысил международные: из 92 миллионов авиапассажиров 57% пришлось на рейсы внутри страны и только 43% на заграничные. Однако России пока далеко до того уровня развития внутреннего авиасообщения, который существовал в СССР еще сорок лет назад.

    Соревнование с социалистическим

    В 1975 году в сезонном расписании Воронежского аэропорта значилось 23 ежедневных рейса в Москву, 6 – в Сочи и 10 — в Киев, при этом помимо дальне- и среднемагистральных рейсов по нескольку раз в день выполнялись местные перелеты в города и села Воронежской области – Россошь, Старая Ольшанка, Эртиль, Репьёвка. Сегодня, по данным сезонного расписания этого же аэропорта, на Москву отправляется в среднем 9-10 рейсов в день, в Сочи  —  только 1, а рейсы в близлежащие населенные пункты вовсе исчезли. Эта ситуация характерна и для других городов постсоветского пространства.

    В последней трети ХХ века СССР находился на втором месте по количественным показателям гражданской авиаиндустрии, уступая лишь США.

    В 1975 году советские авиалинии перевезли 100 миллионов человек, в дальнейшем эта цифра стабильно росла и уже в 1990 году достигла 150 миллионов. После распада СССР пассажиропоток сжался более чем в 6 раз. В 2010 году новым рекордом стал показатель 57 млн человек, при этом в США за этот период авиакомпании перевезли примерно 700 млн пассажиров. На близкий к прежним показателям уровень российская гражданская авиация вышла только в 2014 году, когда было перевезено 93 млн человек.

    Ждем перемен

    Общий спад авиатранспортной индустрии также привел к пятикратному сокращению количества действующих аэропортов — с 1490 площадок в 1990 году до 282 в 2015.

    Сегодня около 80% всех авиаперевозок концентрируется в московском авиационном узле с его тремя гигантами. Часто, чтобы попасть из одного российского города в другой, пассажирам приходится лететь с пересадкой в столице.

    Эта тенденция, наравне с серьезным перекосом в сторону международных перевозок, позволяет экспертам говорить об острой необходимости реформировать и развивать внутреннюю, в частности региональную авиацию. Президент Фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов отмечал, что равное соотношение зарубежных и внутренних рейсов указывает не на взрыв в области международных авиаперевозок, а на «полное разрешение губернских и местных». Как отметил эксперт, в СССР 92% перевозок приходилось на внутренние рейсы, и это не столько эффект «железного занавеса», сколько показатель высокого уровня развития: в США в 2010 на долю авиасообщения внутри страны пришлось 92% пассажиров. В прошлом году этот же показатель составил 90%, то есть 696 из 797 млн американских пассажиров летали именно внутренними воздушными линиями.

    В 2015 году расстановка сил в российской авиации изменилась в связи кризисом, отказом части россиян от заграничных поездок и приростом «домашнего» туризма: внутренние авиаперевозки выросли на 14% на фоне эквивалентного падения международных и заняли 57% индустрии. Однако доля местных рейсов, соединяющих населенные пункты одного региона между собой, остается мизерной – всего 1,9%, при этом себестоимость этого вида перевозок в расчете на кресло-километр является самой высокой – 35 рублей. По данным министра транспорта Максима Соколова, этот показатель для магистральных и региональных маршрутов куда ниже – 2,5 и 5 рублей соответственно.

    Низкобюджетные игроки

    Доминирование внутренних рейсов при не всегда высокой рентабельности возможно только в том случае, когда на рынке сильны позиции low-cost компаний, как, например, в США и Европе. В 2011 году Олег Смирнов говорил о том, что российская авиатранспортная отрасль пока не готова к повсеместному внедрению low-cost модели. В качестве необходимых компонентов эксперт называл однотипную технику, позволяющую экономить на ремонте и обслуживании, систему аэропортов с низкими сборами за взлет и посадку, полную компьютеризацию процесса приобретения билетов, позволяющую сократить траты на персонал, а также регуляторную политику государства, предоставляющую перевозчикам больше возможностей снизить издержки.

    Спустя два года «Аэрофлот» запустил лоукостер «Добролет», который уже в 2014 был закрыт из-за санкций Евросоюза. В том же году «Аэрофлот» предпринял новую попытку занять сегмент низкобюджетных перевозок и создал компанию «Победа». ФАС рассчитывала, что уже в 2016 году в России появится второй лоукостер, что поспособствовало бы развитию конкуренции в сегменте, однако другие игроки высказывали мнение, что такой низкобюджетный проект пока под силу только «Аэрофлоту» с его синергетическим эффектом, инвестиционными ресурсами и политической поддержкой.

    Шаги навстречу перевозчикам

    Разговоры о необходимости интенсивно развивать внутренние воздушные линии, чтобы не допустить окончательного упадка, ведутся с 2010 года. Именно тогда была принята федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России», предполагавшая обновление парка воздушных судов, реконструкцию аэропортов и взлетно-посадочных полос, наращивание пассажиропотока.

    В 2012 году государство запустило программу субсидирования лизинга самолетов для региональных авиаперевозок. В среднем господдержка покрывает от 15-30% выплат.

    Если раньше господдержка распространялась только на финансовый лизинг, предполагающий переход воздушного судна в собственность, то в 2016 году Минтранс разработал поправки, включающие в программу субсидирования аренду самолетов, то есть операционный лизинг. Однако объем субсидий на аренду самолетов будет на 30% меньше, чем на приобретение в собственность.

    С 2013 года функционирует комплексная программа субсидирования региональных перевозок, разработанная Минтрансом в рамках «дорожной карты» развития этого сегмента. В 2015 году она распространялась на Дальний Восток, Поволжье, Калининградскую область, Сибирь и Крым: власти выделили более 9 млрд рублей на 124 направления. Аналогичные механизмы господдержки  направлений, которые не привлекательны для авиакомпаний, существуют и в других странах, например, в США существует программа Essential Air Service, поддерживающая непопулярные, но стратегически важные направления.

    Еще одним шагом навстречу региональной авиации стало снижение ставки НДС для внутренних перевозок с 18 до 10% в 2015 году, что позволило авиакомпаниям сэкономить больше 10 млрд рублей. Просьба авиаперевозчиков об обнулении НДС не была отражена в антикризисном плане 2016 года, пока нулевая ставка распространяется только на Крым.

    Несмотря на положительный сдвиг в сфере внутренних авиаперевозок, произошедший в 2015 году, эксперты сходятся на том, что для поддержания этого тренда потребуется увеличение инвестиций в модернизацию аэропортов и авиапарков, а также совместные усилия государства и бизнеса по разработке эффективной стратегии развития региональных авиаперевозок.

    0 комментариев

    × Вы должны войти, чтобы иметь возможность обсуждения


    Читайте также
    Ещё статьи