Курсы валют

Биржевой курс
$  57.25
 67.35
  • Первый Неофициальный
    10 января в 0:13
    «Неофициально» с Эдуардом Хусаиновым
  • Первый Неофициальный
    7 января в 13:28
    «Неофициально» с Николаем Федоровым
  • Первый Неофициальный
    5 января в 13:10
    «Неофициально» с Александром Бахтиным
  • Первый Неофициальный
    3 января в 14:08
    «Неофициально» с Алексеем Тищенко
  • Первый Неофициальный
    26 декабря в 13:42
    «Неофициально» с Александром Лебзяком
  • Первый Неофициальный
    24 декабря в 4:04
    Новости на «Первом неофициальном»
  • Первый Неофициальный
    22 декабря в 2:06
    «Неофициально» с Кириллом Подольским
  • Первый неофициальный
    25 ноября в 1:51
    «Неофициально» с Хоакином Пастраной
  • Первый неофициальный
    19 ноября в 22:04
    «Неофициально» с Виктором Самоходкиным и Вячеславом Задорожневым
  • Первый неофициальный
    24 октября в 22:28
    «Неофициально» с Александром Кузьменко
  • 17 октября в 21:04
    «Неофициально» с Послом Бахрейна
  • Первый неофициальный
    14 октября в 23:52
    «Неофициально» с Послом Испании
  • Первый неофициальный
    6 сентября в 18:51
    «Неофициально» с Послом Боливии
  • Первый неофициальный
    5 сентября в 7:30
    «Неофициально» с Екатериной Поповой
  • Первый неофициальный
    21 июля в 17:36
    «Неофициально» с послом Киргизии
  • 6 июля в 18:57
    «Неофициально» с Вели Мамедовым
  • 1 июля в 18:56
    «Неофициально» с послом Кипра
  • 24 мая в 13:31
    «Неофициально» с российским спортсменом Александром Карелиным
  • 23 мая в 22:31
    «Неофициально» с президентом Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым
  • 22 мая в 22:50
    «Неофициально» с послом Узбекистана в России Илхомжоном Нематовым
  • 21 мая в 18:43
    «Неофициально» с экс-послом Италии в России Витторио Клаудио Сурдо
  • 20 мая в 20:21
    «Неофициально» с послом государства Кувейт в России Нассером Х. Аль-Музайаном
  • 19 мая в 18:46
    «Неофициально» с Германом Каплуном
  • 8 октября в 15:14

    Ценные ценности: как устроен мир художественных выставок

    человек смотрит на картину на художественной выставке

    Наталия Иолве

    Галерейный бизнес обладает некоторым благородным флером культуртрегерства. Художественные выставки предназначены для того, чтобы демонстрировать людям прекрасное – в той форме, в которой его видят галерист и куратор. Фигура куратора выставки или владельца галереи в массовой культуре неразрывно связана с богемным образом жизни. «Первый неофициальный»  предлагает заглянуть чуть глубже и разобраться во внутренней «выставочной кухне».

    Главный для выставки человек – это куратор. Именно он формирует идею, которая ляжет в основу будущей экспозиции, формулирует посыл, который нужно донести до посетителей. Куратор подбирает авторов, договаривается с ними о предоставлении работ для экспозиции, готовит каталог выставки и в целом координирует весь процесс от начала обсуждений до момента закрытия экспозиции. Одновременно куратор может сотрудничать сразу с несколькими учреждениями: большими государственными или же частными музеями, а также небольшими коммерческими галереями. В силу объективных причин механика работы отличается в каждом из этих случаев.

    Виктория Душкина, младший куратор Музея Современного Искусства «Гараж» и куратор выставки «Художники/Ассистенты. Студия Роберта Лонго (1983-2016)» в галерее Триумф любезно рассказала редакции о нюансах организации выставок на больших и малых площадках.

    Как все устроено

    В больших музеях выставки планируются сразу на несколько лет. Обычно тематический план составляется на 2-3 года вперед. Это связано с достаточно длительным процессом согласования и оформления документов, необходимых для того, чтобы предметы искусства были привезены и проэкспонированы. План формируется кураторским советом музея, а затем подается в Министерство Культуры Российской Федерации, поскольку все перемещения предметов искусства в некоммерческих целях находятся в его компетенции. Частные галереи гораздо гибче в этом плане. Решение о проведении той или иной выставки часто принимает хозяин пространства единолично, он же может изменить план, добавив или исключив какие-то мероприятия по своему усмотрению. Горизонт планирования в небольших галереях короче, например, в случае с выставкой «Художники/Ассистенты. Студия Роберта Лонго (1983-2016)» весь процесс от начала обсуждений до финального подтверждения занял всего восемь месяцев. При определенных обстоятельствах подготовить выставку можно за два месяца, но только в том случае, если предполагаемые экспонаты не нужно будет везти через границу.

    Подготовка выставки включает в себя формирование концепции, составление списка произведений, которые куратор хотел бы продемонстрировать, знакомство с авторами работ, если речь идет о современном искусстве, а также достижение договоренностей с музеями, галереями и частными коллекционерами, в собраниях которых хранятся нужные произведения искусства. Куратор, как говорилось выше, отвечает за содержательное наполнение, а юридическими и таможенными формальностями занимается музей или галерея. Они же осуществляют PR-поддержку и все техническое обеспечение выставки (обустройство помещение, найм необходимого персонала и прочее).

    Таможенное оформление предметов искусства и их логистика занимают львиную долю процесса подготовки экспозиции. Ввозимые в Россию культурные ценности подлежат специальной регистрации. Обычно для решения всех этих вопросов галереи нанимают таможенного брокера, который хорошо знает все тонкости процесса. Поскольку коммерческие галереи ввозят картины на продажу, это считается коммерческим ввозом, и на таможне необходимо уплатить 18% от стоимости, по которой планируется продавать картину. Это удорожает проведение выставки и вносит дополнительные риски (например, данный предмет искусства может долго оставаться не проданным), поэтому в России проводиться меньше выставок с привлечением иностранных экспонатов, нежели, например, в США.

    Музей не может работать с частными таможенными брокерами, все необходимые для некоммерческого ввоза предметов искусства документы предоставляет Министерство культуры, однако это процесс достаточно долгий. Именно с этим связана необходимость тщательного долгосрочного планирования: ничего изменить после подачи документов на оформление в Министерство Культуры уже нельзя, переоформление займет слишком много времени. При работе с частным брокером внесение изменений (например, добавление или замена экспонатов) возможно.

    Риски

    Основные риски выставочной деятельности связаны с утратой или повреждением экспонатов в процессе транспортировки или экспонирования. Многие предметы искусства очень дороги (или даже бесценны), поэтому организаторы выставок с огромным вниманием подходят к вопросу выбора транспортной компании и оборудования выставочного зала системами контроля влажности и температуры воздуха. К тому же, не всегда возможно предугадать, как отреагирует на выставку общественность и ее отдельные представители.

    Недавний пример с закрытием выставки Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер весьма показателен: выставка была закрыта на волне общественного резонанса, и вдобавок некоторые экспонаты были испорчены проникнувшим в здание под видом журналиста человеком. Если к самому закрытию профессиональное сообщество отнеслось спокойно – подобные истории периодически случаются по всему миру – то порчу фотографий многие восприняли близко к сердцу. Правда,  в случае с фотографией при наличии исходников ее можно восстановить.

    Если экспонаты доставляются из-за рубежа, то стоит учитывать вероятность задержки груза на таможне и тщательнее планировать время на логистику, чтобы экспонаты не опоздали к открытию выставки.

     

    Как сделать самому

    Первое, что потребуется человеку, желающему открыть собственную галерею – это полная погруженность в контекст мирового искусства. Без этого едва ли удастся сформировать хорошую концепцию выставочного пространства и выбрать именно то направление в искусстве, которое не только будет нравиться ему самому, но и приносить доход. Традиционно более легкой в реализации считаются станковая живопись и фотография, поскольку в обществе в целом уже сформировалось представление об использовании картин в интерьере или о приобретении коллекции как способе размещения инвестиций, в то время как вписать в интерьер скульптуру все еще представляется неординарной и сложной задачей. Спросом пользуется декоративно-прикладное искусство, а вот объемные инсталляции в России продаются пока что очень плохо.

    Как только направление будет выбрано, потребуется база данных авторов, работающих в этом жанре, помещение, в котором будет размещены экспозиция, офис и техническая зона, компетентный персонал.

    При планировании затрат, помимо ежемесячных операционных расходов на аренду и зарплаты людям, стоит учитывать оборудование помещения специальной системой климат-контроля, а также все затраты на организацию выставки: покупка произведений у авторов (если вы работаете с ними по предоплате), расходы на транспортировку и хранение, обязательное страхование предметов искусства на время перевозки и экспонирования, оплата монтажа и демонтажа. Отдельных вложений потребует рекламная компания галереи в целом и каждой отдельной выставки, организация торжественного открытия и печать полиграфии (буклетов, каталогов, постеров). Порядок затрат сильно разнится в зависимости от места расположения галереи и выбранного направления для экспонирования.

    В качестве источников дополнительного дохода (помимо непосредственной продажи экспонатов) можно рассматривать продажу каталогов и тематической литературы, а также входные билеты, если речь идет о выставке работ популярного и ожидаемого художника, однако поскольку цена формируется исходя из средней цифры за входной билет в конкретном городе (например, средняя плата за вход на художественную выставку в Москве составляет 300 рублей, а в Нью-Йорке 20 долларов), то рассчитывать на покрытие существенной части затрат с помощью платы за вход не стоит. Многие галереи в перерыве между выставками сдают свое помещение в аренду для проведения мероприятий.

    В целом, галерейный бизнес нельзя отнести к сфере быстрого оборота. Пока что торговля предметами искусства – это история в большей степени про распространение культуры и своего эстетического взгляда на мир.

    0 комментариев

    × Вы должны войти, чтобы иметь возможность обсуждения


    Читайте также
    Ещё статьи